
Comment ça va?
Мысленно переносим своё бренное тело, изголодавшуюся душу в Канны-2023 на очередной кинофорум, из унылого московского апреля в ласковый май французской ривьеры.
16 мая стартовал 76-й Международный Каннский кинофестиваль /Festival international du film de Cannes, фильмом открытия стала костюмная драма «Жанна Дюбарри» https://www.kinopoisk.ru/film/4833824/ француженки Майвенн Ле Беско с Джонни Деппом в роли короля Людовика XV.
В жюри основного конкурса председательствует швед Рубен Эстлунд, к слову, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви», а за выбор лучших в программе «Неделя критики» — отвечает Одри Диван, известная по фильму «Событие» — Золотой лев в Венеции 2021 https://www.kinopoisk.ru/film/4368677/
Сразу оговорюсь, что первые два женских имени в начале моего рассказа (Майвенн и Одри), отнюдь не единственные в программе фестиваля. Фемповестка в Каннах 2023 года — как никогда раньше — на острие атаки. Впервые за все годы существования кинофорума выборная должность президента, в ходе бурных дебатов A la guerre comme à la guerre, досталась женщине, ею стала — Айрис Кноблох, на протяжении 25 лет руководившая компанией WarnerMedia в Германии и Франции. Называя Каннский фестиваль «событием мирового масштаба», что, собственно, ни у кого и не вызывало сомнений, Айрис признаётся в своей бесконечной любви к кино и буквально клянётся «приложить все свои усилия, чтобы оно оставалось таким же влиятельным». На эту миссию Айрис отпущено 3 года, срок действия её президентства закончится в 2025 г. Так что, новая политика Айрис Кноблох под условным девизом «Женщинам — дорогу!» в действии: шесть женщин-режиссёрок будут участвовать в основном конкурсе и бороться не только за гендерное равноправие с мужчинами, но и, конечно, за победу ̶д̶о̶ ̶к̶о̶н̶ц̶а̶.
- КЛУБ ЗЕРО — австрийки Джессики Хауснер рассказывает историю молодой учительницы (Миа Васиковска), у которой возникает опасная связь с пятью учениками из престижной школы https://www.kinopoisk.ru/film/5081309/
- ТРАЕКТОРИЯ ПАДЕНИЯ — триллер Жюстин Трие («Соблазн») о немецкой писательнице, которую подозревают в смерти мужа. Градус загадочности повышается, когда выясняется, что единственным свидетелем происшествия оказывается их незрячий сын. А на драматические рельсы фильм выводят сомнения мальчика в невиновности матери https://www.kinopoisk.ru/film/4910679/
- ДОЧЕРИ ОЛЬФЫ — сорокапятилетняя красавица из Туниса Каутер Бен Ханья представляет в основном конкурсе документальную драму о матери, чьи дочери сбежали в Ливию к своим возлюбленным, чтобы присоединиться к ИГИЛ https://www.kinopoisk.ru/film/5282951/ В 2021 году картина Бен Ханьи «Человек, который продал свою кожу» была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, годом ранее фильм участвовал в основной программе Венецианского кинофестиваля. В Каннах режиссёрка тоже не новичок — в 2017 году её работа «Красавица и псы» — участвовала в программе фестиваля «Особый взгляд».
- БАНЕЛЬ И АДАМА — впервые на Лазурке картина из Сенегала и дебют в полном метре сенегало-французской режиссёрки Рамата-Тулай Си. История нетрадиционной любви двух женщин в исполнении непрофессиональных актрис. Фильм снят на языке жителей деревни на севере Сенегала, возрастной рейтинг 18+.
- Любимица фестиваля итальянка Аличе Рорвахер, получившая в 2018 году приз за лучший сценарий («Счастливый Лазарь») и Гран-при в 2014 за «Чудеса», участвует в основном конкурсе с картиной ХИМЕРА https://www.kinopoisk.ru/film/4860047/ — это история молодого британского археолога, попавшего в мир подпольной продажи украденных артефактов. В фильме снимается Изабелла Росселлини — звезда Голливуда 80-х. Когда-то ей делал предложение руки и сердца сам Мартин Скорсезе, а Дэвид Линч умолял её сыграть в фильме «Синий бархат».
- ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ https://www.kinopoisk.ru/film/4477548/ — ремейк скандинавской эротической драмы «Королева сердец» (с королевой датского кино Трине Дюрхольм), и первый за долгие десять лет новый фильм француженки Катрин Брейя, известной своими эпатажными сценариями и не менее эпатажными фильмами о сексе.
Продолжая тему Cherchez la femme, стОит отдельно сказать об уже известной награде кинофорума — лауреаткой премии Women in Motion станет Мишель Йео. Организаторы Каннского смотра и компания Kering намерены отметить вклад обладательницы недавнего Оскара в кино и вручить награду за «её способность разрушать стереотипы и вдохновлять новые поколения актёров». Мишель Йео продолжит список лауреаток вслед за Сальмой Хайек, Изабель Юппер и Джейн Фонда.
Неизбежным, как на любом светском мероприятии, интригам, скандалам и курьёзам 76-го Каннского кинофестиваля — уделим внимание в следующий раз, разберём кто в чём, и кто с кем? А сейчас, галопом по европам: какие ещё изыски предлагает нам КИНОменю на Лазурном берегу?
В тени феминизма, который уже не столько тренд светских сборищ, сколько традиция, ̶н̶е̶р̶в̶н̶о̶ ̶к̶у̶р̶я̶т̶ ожидают представления столпы мирового кинематографа. Не будет преувеличением сказать, что кино-ориентированная публика замерла в ожидании работ:
— японского ̶м̶о̶н̶с̶т̶р̶а̶ мэтра Хирокадзу Корээды. Фильм МОНСТР в российский прокат планирует выпустить компания «Русский Репортаж» https://www.kinopoisk.ru/film/5243704/
— финского режиссёра Аки Каурисмяки МЁРТВЫЕ ЛИСТЬЯ https://www.kinopoisk.ru/film/5009413/
— Уэса Андерсона и его ГОРОД АСТЕРОИДОВ с безупречным звёздным кастом — перечислять знаменитостей устанет рука, читайте сами, вот тут https://www.kinopoisk.ru/film/4395987/
— немецкого классика Вима Вендерса с фильмом, который «описывают как трогательное и поэтическое размышление о поиске красоты в окружающем мире» — оригинальное название Perfect Days https://www.kinopoisk.ru/film/5283168/
— двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви», британца Кена Лоуча, с новой «социалкой» СТАРЫЙ ДУБ https://www.kinopoisk.ru/film/5280892/
— историческую драму Карима Айнуза, в которой снялись прекрасные оба два — Джуд Лоу и Алисия Викандер — ЗАЧИНЩИК https://www.kinopoisk.ru/film/4964806/
— обладателя «Золотой пальмовой ветви» за «Зимнюю спячку» в 2014 году — Нури Бильге Джейлана, который и в этот раз, не изменяя себе и традициям, снимает всё о своём, о турецком и… О СУХОЙ ТРАВЕ https://www.kinopoisk.ru/film/1435599/
Но и это ещё не всё. Счастливчиков, попавших в нужное время в нужное место, во внеконкурсной программе ждут «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе (в главных ролях Леонардо ДиКаприо и Роберт Де Ниро) и пятая часть «Индианы Джонса» с Харрисоном Фордом; на спецпоказах — Стив МакКуин и ещё раз, для закрепления материала, Вим Вендерс. А в секции «Каннские премьеры», в числе прочих, покажут исторический баттл Такеши Китано — ШЕЯ https://www.kinopoisk.ru/film/1048929/
Будем надеяться, что привычно яркими мазками испанских страстей зрителя и жюри порадует полотно от Педро Альмодовара — короткометражный вестерн «Странный образ жизни» https://www.kinopoisk.ru/film/1409802/ , а любителям продукции культовых студий Disney и Pixar покажут анимационный фильм «Элементарно».
Что ж, запасаемся свежеиспечёнными круассанами, наливаем в салатник побольше кофе (не знаю, по ТВ показывали, так пили «Элен и ребята»), не хотите в салатник — плесните себе шампанского в бокал! Только настоящего, французского, из провинции Шампань и… voilà! Представьте, что вы на Лазурном берегу — кино начинается!
Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления
Каждая из разновидностей кино заслуживает отдельной истории. В этой книге четыре раздела: жанры, фильмы, направления и приемы. Она исследует коммерческий, независимый и артхаусный кинематографы с момента возникновения и до наших дней.

Диалоги о кино
В издание вошли профессиональные дискуссии режиссеров и мультипликаторов, критиков и журналистов об авторском кинематографе и сериалах, о документалистике и анимации, о работе продюсера и судьбе журналов о кино. Среди участников бесед — Любовь Аркус, Михаил Трофименков, Кантемир Балагов, Андрей Плахов, Юрии? Быков, Антон Долин, Арина Бородина, Глеб Морев, Константин Бронзит, Михаил Алдашин. Книга выходит в рамках проекта «Диалоги. Открытая библиотека».

Кино, культура и дух времени
Ведущий культуролог Владимир Паперный, автор книги «Культура Два», и Майя Туровская, известный кинокритик и соавтор сценария документального фильма «Обыкновенный фашизм», в 2008 году создали совместный проект, посвященный сравнительному анализу советского и американского кино 1930-1940 х годов ХX века. После смерти Туровской в 2019 году Паперный продолжил исследование, расширив его хронологические рамки до эпохи оттепели. Сопоставление двух кинотрадиций выявило удивительные переклички в сюжетах, культурных мифологиях и даже построении кадра. Сравнивая «Волшебника из страны Оз» с «Золушкой» или «Встречу на Эльбе» с «Берлинским экспрессом», авторы приходят к важным наблюдениям о том, как схожесть социальных процессов, протекавших в обеих странах, рождала порой противоположные идеологические месседжи, заложенные в сопоставляемых картинах. Серьезный культурологический анализ фильмов США и СССР в контексте драматической эпохи сочетается в книге с воспоминаниями об увлекательном сотрудничестве Владимира Паперного и Майи Туровской.
