
Печатный путеводитель в мир театра.
Вчера была в театре.
На входе, после прохождения контрольной проверки билета и багажа (малюсенькой дамской сумочки, которая легко вмещает в себя термос с глинтвейном и пару бутербродов), обратилась к облаку соломенных кудрей, а-ля Есенин, с вопросом:
— Сколько стоит программка?
Облако отвечает:
— Бесплатно!
— Дайте две! — говорю.
— Это не программка, — мямлит облако, — это флаер.
— А где программка? Готова купить! Спектакль же премьерный, — давлю на «есенина» авторитетом театрала.
— Руководство театра решило отказаться от бумажных программок в пользу электронных, — на выдохе выдаёт мне хокку капельдинер-поэт.
Я задумалась… А ведь правда, зачем нужна программка? Что это вообще такое? Разбираемся вместе.
Приобрести программку перед началом спектакля для многих истых театралов является своеобразным ритуалом. Для них это не просто сувенир. Доподлинно известно, что в старых театральных семьях с традициями программки хранятся долгие годы, коллекция их пополняется с каждым новым поколением, влюблённым в Мельпомену. Программка вообще — это не просто визитная карточка спектакля, это свидетельство времени. Над их созданием корпят художники, выбирая оригинальный стиль, уникальный шрифт, подобающий цвет и сорт бумаги. Программки некоторых театров являют собой изящное произведение искусства, маленький шедевр типографии.
Обратимся к энциклопедии:
«ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНАЯ (разговорн. «программка») — листовка или небольшой буклет, содержащий следующие сведения: название пьесы и фамилию её автора; имя художественного руководителя театра; фамилии постановочной группы спектакля — режиссёра, художника, композитора, постановщика танцев, сценического движения, художника по свету, ассистента режиссёра или художника и т.д.». То есть, это своеобразный печатный путеводитель зрелищного мероприятия (спектакля, концерта, эстрадного или циркового представления).
Путеводитель, Карл! Как без него? И тем, кто «плавать» умеет, и тем, кто только учится стилю «баттерфляй», ныряя в пучину театральных страстей.
Конечно, не каждый зритель, пришедший в театр, покупает программку. Я больше скажу — не каждый купивший, пролистав единожды, уносит её домой, бережно добавляя в коллекцию. Но! Как заправская театралка, я, разумеется, программки и покупаю, и коллекционирую, и перебираю, пересматриваю их долгими летними вечерами, когда театральный сезон is over.
Пожалуй, прогрессивное новшество, т.е. просмотр информации по QR-коду, указанному на листовке, мне даже на руку. А вдруг, когда-нибудь — в эпоху тотальной цифровизации, я сделаю состояние на «ламповых» театральных программках? Я и сейчас, время от времени, произвожу фурор (пока без монетизации), приходя в …надцатый раз на какой-нибудь легендарный спектакль с купленной ранее бумажной книжкой. Раскланявшись, начинаю громко и с выражением зачитывать зрителям подле меня:
а) Фамилию режиссёра спектакля (почему-то они стали исчезать из новых программок и афиш);
б) Состав артистов, играющих в день/год премьеры (который со временем меняется настолько, что пора бы уже и новое название дать спектаклю);
После «выступления» программкой можно обмахиваться вместо веера, смахивать слезинку со щеки, или же — отгонять мух сна над ухом заскучавшего соседа справа (или слева).
Но… Всё течёт, всё меняется; всё проходит, пройдёт и это; нет худа без добра; экономка должна быть экономной и носить с собой ЭКОсумку. Без театральной программки — спектакль всё равно состоится, уж поверьте!
Давайте посмотрим вместе, что можно посмотреть в уходящем сезоне 2022-23.
Театральный июнь предлагаю посвятить театру N, прогрессивное руководство которого первым отказалось от печатных программок.
Афиша театра Наций, до ряби в глазах пестрящая отметкой «ПРЕМЬЕРА», традиционно богата своим художественным многообразием. Прихотливого зрителя тут ждут: оригинальное сценическое прочтение классиков мировой литературы и смелые постановки молодых отечественных драматургов; громкие имена известных режиссёров и любимых артистов; популярные хиты прошлых лет. В качестве рекомендации приведу лишь те спектакли, на которые ещё есть билеты.
Начнём с премьер:
БОВАРИ https://theatreofnations.ru/performances/bovari
По мотивам романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», режиссёр: Андрей Прикотенко. В спектакле задействованы: Александр Семчев, Александра Ревенко, Елена Морозова, Наталья Щукина и др.
ТЕРМИНАЛ 3 https://theatreofnations.ru/performances/terminal-3
Режиссёр: Никита Кобелев. Исполнители главных ролей: Ольга Белинская, Кирилл Гребенщиков.
КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ? https://theatreofnations.ru/performances/kto-boitsya-virdzhinii-vulf
По пьесе Эдварда Олби. Режиссёр: Данил Чащин. Играют актёры: Евгений Миронов, Агриппина Стеклова, Александр Новин, Мария Смольникова.
Из категории «Успеть, пока НЕ…» — рекомендую МЕТОД ГРЁНХОЛЬМА https://theatreofnations.ru/performances/metod-gryonholma
Хотите увидеть блестящую игру мэтров российской театральной сцены — Игоря Гордина и Сергея Чонишвили? Спешите! Спектакль с неизменным успехом идёт вот уже 13 лет, премьера состоялась в марте 2010 года. За это время пьеса испанского драматурга Жорди Гальсерана, речь в которой идёт об офисе и его обитателях, а точнее о том, как человек становится частью этого механизма, — не утратила своей актуальности. А вот, возвращаясь к теме выпуска, — театральная программка (теперь уже «электронная», по ссылке на официальный сайт театра) — утратила имя постановщика. Заглянув на страницу спектакля, вы не узнаете, что это работа болгарского режиссёра Явора Гырдева. Благо, у меня есть бумажный вариант, да и память (Слава Богу и Евгению Миронову) пока не подводит. Я вам расскажу, что Метод Грёнхольма — не единственный, но первый спектакль Гырдева в театре Наций. Два других на этой же сцене — КИЛЛЕР ДЖО (уже в архиве) и ИГРА по пьесе Энтони Шеффера с бесподобным Виктором Вержбицким в главной роли.
ИГРА есть в июньской афише, выбирайте ближайшую дату https://theatreofnations.ru/performances/igra — пока метастазы цензуры, коснувшиеся области печатных и непечатных слов и имён в театральных программках, не тронули само театральное действо.
Чтобы закруглиться на позитиве, хочу избавить вас от ненужных страхов и зарядить оптимизмом и верой в лучшее будущее, цитирую великого Феллини: «Цензура — это реклама за государственный счёт».
Да будет так!
Театр

Самый знаменитый роман Сомерсета Моэма. Тонкая, едко-ироничная история блистательной, умной актрисы, отмечающей «кризис середины жизни» романом с красивым молодым «хищником». «Ярмарка тщеславия» бурных двадцатых. Или - неподвластная времени увлекательнейшая книга, в которой каждый читатель находит что-то лично для себя? «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры!» Так было – и так будет всегда!

О театре

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858–1943) — знаменитый режиссер, педагог, один из основателей (вместе с К. С. Станиславским) Московского Художественного театра. До конца жизни он возглавлял МХАТ, был его директором и художественным руководителем. Именно Немировичу-Данченко принадлежит заслуга открытия чеховской драматургии: в 1898 году он, известный в то время драматург, сумел уговорить своего близкого друга А. П. Чехова отдать в Художественный театр провалившуюся на императорской сцене «Чайку». Книга воспоминаний «Из прошлого», которая вошла в это издание, — не только автобиография В. И. Немировича-Данченко, но и увлекательный рассказ о главном деле его жизни, театре. Среди персонажей книги — Станиславский, Чехов, Горький, Толстой, Ермолова, Мейерхольд, знаменитые мхатовские «старики» — актеры старшего поколения. Закулисная жизнь, репетиции, премьеры, борьба с цензурой — все это под пером Немировича-Данченко предстает в ярких живых красках. Воспоминания В. И. Немировича-Данченко органично дополняют его статьи, в которых он раскрывает секреты сценического обаяния Гоголя, сложности постановки Достоевского, Островского и Толстого и, конечно, Чехова.

Большой театр

Удивительная книга, раскрывающая все секреты Большого театра от основания до наших дней, перед вами!
Из яркого, ироничного и скрупулезного текста Саймона Моррисона, признанного специалиста по истории музыки и балета ХХ века, вы узнаете об истории главного театра России, о блистательном императорском периоде Большого, о том, как театр стал символом культуры Советского Союза, и о его современных трудностях и успехах.
Эта книга раскроет перед читателем не только официальную историю главного театра страны, но и забытые тайны балерин и их покровителей, истории противостояния балетмейстеров, прим и их недоброжелателей, тайны, связавшие власть и балет. Политика и искусство, история и повседневность России отражаются, как в зеркале, в истории, тайнах и секретах Большого театра.
