Театры и подмостки. Дайджест имени Михаила Булгакова.

Театры и подмостки. Дайджест имени Михаила Булгакова.

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» — вот бы это работало с билетными кассирами и театральными капельдинерами… мечтательно подумала я.


Сегодня у меня для вас небольшой тематический дайджест имени Михаила Афанасьевича Булгакова — пройдёмся по спектаклям, поставленным по его избранным произведениям, по нашим с вами любимым произведениям. И для начала позвольте перефразировать на свой манер отрывок из романа в стихах известного русского поэта:


— Булгаков! Как много в этом звуке


Для сердца русского слилось!


Как много в нём отозвалось…


Сколько романов, повестей, рассказов, фельетонов и даже киносценариев Булгакова вы знаете/читали? А как долго вы можете фонтанировать цитатами из его нетленок? Полагаю, что долго, а ещё самозабвенно, смачно и театрально-артистично. Чтобы афиша с пьесами автора не выглядела блеклым общеобразовательным нарративом, украшу её для вас цитатами из соответствующих произведений.


«Да ниспошлет нам всем господь силы и разум пережить русское лихолетье!» — на самом деле, именно эта фраза из пьесы Михаила Афанасьевича «БЕГ» послужила импульсом для написания текста. Именно эта фраза стала сегодня для кого-то ежедневной молитвой, а кому-то обязательной мантрой, повторяемой за день не один раз, пусть даже и про себя. Вот и у меня она кружит и кружит в голове, как снег на Караванной. Восемь снов, а в них — боль, отчаянье, разбитые мечты и сломанные судьбы, гражданская война, жизнь в эмиграции и скитания на чужбине, бессмысленные тараканьи бега в поисках… чего? Счастья? Оно невозможно. Любви? Она предана. Родины? Её больше нет.  


Со знанием ситуации изнутри, так сказать, хочу отметить, что у каждого истого театрала свой БЕГ. Одни высокомерно отрицают всё, кроме Бега Бутусова https://vakhtangov.ru/show/beg/ , воздвигая его на пьедестал, не пошатнувшийся даже после замены актёра на роль Голубкова. Нелепый и трогательный в этом образе Сергей Епишев ушёл из спектакля (и театра), теперь приват-доцента играет Леонид Бичевин. А ещё, против законов логики и жанра, кем-то (злыми цензорами?) купирована музыкальная часть действа. Исчезла фонограмма песни «На небі» группы «Океан Эльзы», под которую на сцену после первого Сна выходили артисты. Кто-нибудь знает, «что означает эта свинячья петрушка?» (с)


Другие живут памятью и кинообразами из 70-х, созданными режиссёрским дуэтом Александром Аловым и Владимиром Наумовым.


Третьи ищут свой БЕГ в Ленкоме им.Марка Захарова (поклонникам таланта Игоря Миркурбанова посвящается) https://lenkom.ru/shows/60 или у Женовача в МХТ им.Чехова (Хлудов-Белый оставил историческую сцену, улетев на историческую родину, белого генерала играет Артём Быстров) https://mxat.ru/performance/main-stage/run/


А кто-то находит утешение в камерной постановке Александры Толстошевой, ученицы худрука «ОКОЛО дома Станиславского» Юрия Погребничко, и при его «товарищеском участии», как написано в программке http://okolo.theatre.ru/performance/beg/


Тему бега (от себя вчерашнего к себе новому) продолжает «Зойкина квартира», которую в годы НЭПа Булгаков написал специально для театра Вахтангова. Бежать из большевистской России в гламурный и буржуазный Париж — розовая мечта Зои Денисовны Пельц. Любопытно увидеть в этой роли приму театра им.Пушкина — Александру Урсуляк. Премьера назначена на май 2023 — «В окне густой майский вечер. Окна зажигаются одно за другим. Очень отдалённо музыка в «Аквариуме» (с) Постановка худрука Евгения Писарева, особенно после его фантастического КАБАРЕ в Театре Наций, вызывает живой интерес в театральных кругах. Ждём, трепещем, предвкушаем. Билеты ищите тут https://teatrpushkin.ru/spektakli/detail/zoykina-kvartira/


После слов про «густой майский вечер» захотелось говорить о любви — «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»

Все постановки «Мастера и Маргариты» на театральных подмостках Москвы здесь и сейчас:

— Спектакль режиссёра Яноша Саса идёт на сцене МХТ им.Чехова с 2011 года, конечно, актёрский состав с течением времени и обстоятельств претерпел существенные изменения. Когда-то великий русский актёр Леонид Филатов отказался от роли Мастера у Юрия Любимова, сказав, что «играть его невозможно — это же облако духовности». Как мне кажется, Мастер/Игорь Хрипунов куда большее «облако духовности», нежели Анатолий Белый, который, по моему скромному мнению, играл излишне патетично https://mxat.ru/performance/main-stage/master/


Модная постановка в Нациях (а как иначе? Они там всегда модные) с Евгением Мироновым в роли Мастера. Режиссёром стал канадец Робер Лепаж со своим новаторским взглядом на театр в целом и на роман Булгакова, в частности. Роль Маргариты, предсказуемо для декабря 2021, предназначалась Чулпан Хаматовой. Спектакль громкий, амбициозный, но публикой и критикой был принят в духе мема «всё не так однозначно». В настоящее время Маргариту/Чулпан сменила Наталья Ноздрина, посмотреть на «яркие эффекты и сценографические приёмы, которые не оставят равнодушным ни одного зрителя» можно будет даже в Санкт-Петербурге — в июне ММ едет в Северную Пальмиру на гастроли. Афиша спектаклей тут — https://theatreofnations.ru/performances/master-i-margarita


А теперь хотите на машине времени переместиться в прошлое? Легко! Спектакль легендарной Таганки времён Юрия Любимова идёт с апреля 1977 года. Это была первая в мире (!) инсценировка романа «Мастер и Маргарита». Книгу, которая до 1967 года была запрещена в СССР, и в которой библейские мотивы переплетаются с сатирой на советскую действительность — читали в самиздатовских копиях, а посмотреть на сцене театра не представлялось возможным, не стоило даже и мечтать. А теперь, пожалуйте! Это про осетрину сказано, что «свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя», а билеты первой свежести на спектакль 1977 года выпуска — тут https://tagankateatr.ru/repertuar/master-i-margarita


Ещё одна любопытная версия ММ названа Сергеем Женовачем и его Студией Театрального Искусства «шизофренией в двух частях» https://sti.ru/master-i-margarita/. За эту работу режиссёру вручена театральная премия «Хрустальная Турандот», а сам спектакль стал обладателем Театральной премии «МК» (2017 г). Потрясающий Алексей Вертков и достойный продолжатель актёрской династии Янковских — Иван — также обладатели премии «МК» за роли Воланда и Ивана Бездомного.


 «Я вообще человек странный и людей немного боюсь» (цитата из «Театрального романа») и теперь, пожалуй, перейду в состояние «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус», а вы — вперёд марш в театр за прекрасным!

Мастер и Маргарита с иллюстрациями Нади Рушевой

Мастер и Маргарита с иллюстрациями Нади Рушевой

«Мастер и Маргарита» - вершина сатиры Михаила Булгакова, обнажающая вечные темы любви, смерти и бессмертия. Произведение завораживает своей загадочностью, в нем добро переплетено со злом, комедийное с трагическим. У вас в руках книга, которая ждала своего издания 50 лет. Опубликованная впервые в 1966 году - спустя 37 лет после возникновения замысла - дьяволиада Михаила Булгакова почти сразу попала в руки шестнадцатилетней девочки по имени Надя Рушева. За свою короткую жизнь навечно юная Надя нарисовала порядка 12000 иллюстраций, подарив пленительные образы произведениям Александра Пушкина, Льва Толстого… Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. Для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. Увидев впервые эти рисунки, Елена Булгакова, жена писателя и прототип главной героини романа, воскликнула: «Как свободно!.. Зрело!.. <…> Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

926
1 420
Скидка 35%
Подробнее
Мастер и Маргарита с иллюстрациями Нади Рушевой

Краткая история театра

Краткая история театра

Книга Филлис Хартнолл, британской поэтессы и исследовательницы театра, автора первых театральных энциклопедий на английском языке, считается классическим обзором истории сценических искусств от древности до наших дней. Живое и достаточно подробное изложение основных сведений о развитии драматургии, режиссуры, актерского искусства и театральной архитектуры делает ее незаменимым пособием для изучающих театр. Текст сопровождается множеством иллюстраций, дающих наглядное представление о затронутых в нем темах, а также справочным аппаратом.

1 020
1 220
Скидка 16%
Подробнее
Краткая история театра

Белая гвардия

Белая гвардия

Роман «Белая гвардия» — это история о «смутной мгле», павшей на родную землю, это история гражданской войны, страшного братоубийственного времени, история краха традиций и устоев, история кровопролития, рассказанная глазами очевидца и участника событий. Работу над романом «Белая гвардия» писатель начал еще в 1922 году, а в марте 1923 года в журнале «Россия» уже появилось сообщение о том, что М. Булгаков заканчивает роман. «Белая гвардия» — первая большая вещь Булгакова, и настроение, с которым Булгаков входил в русскую литературу, отразилось на всем его дальнейшем творчестве. В этой первой булгаковской «большой прозе» уже звучат мотивы его последнего, «закатного романа» «Мастер и Маргарита».

145
290
Скидка 50%
Подробнее
Белая гвардия

Собачье сердце

Собачье сердце

В книгу замечательного русского писателя Михаила Булгакова вошли широко известные сатирические повести и рассказы «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Похождения Чичикова», «Ханский огонь» и другие, а также избранные рассказы из цикла «Записки юного врача». Для старшего школьного возраста.

500
530
Скидка 6%
Подробнее
Собачье сердце

Живое кино: Секреты, техники, приемы

Живое кино: Секреты, техники, приемы

Создатель «Крестного отца», «Апокалипсиса сегодня», «Дракулы» и других киношедевров не устает быть новатором и теперь. По мнению Фрэнсиса Форда Копполы, будущее кинематографа — за новой формой искусства, которое он назвал «живое кино». Оно объединит все лучшее, что придумано и успешно используется в кино, телевидении и театре.

797
940
Скидка 15%
Подробнее
Живое кино: Секреты, техники, приемы